Останавливаясь на повседневности
Случайное мероприятие, родившееся спонтанно оказалось совсем не случайным. Родилось оно благодаря удачному стечению обстоятельств по инициативе выставочного зала и двух авторов Елены Крутовой и Сергея Демичеву. Однако поклонники фотоискусства без труда смогли узнать в экспозиции и руку других авторов - Игоря Вадюшина и Андрея Наронского.
Фотохудожники представили на суд зрителей лица города, среди них и первые, и почетные, и заслуженные, и самые-самые разные, и это все мы жители Жигулевска.
Выставка еще раз обратила наше внимание на нас самих. Мы все разные, по-разному мы радуемся, грустим, переживаем, задумываемся, мечтаем. Но разные не только герои представленных сюжетов, не похожи друг на друга и авторы работ. Чувственные, а где-то ироничные сюжеты Андрея Наронского, с оттенком сюрреализма, поклонником которого является автор, стоят в противовес выхваченным из реальности человечным и жизненным кадрам Игоря Вадюшина. Он очень тонко чувствует человеческую натуру и с легкостью передает ее зрителю, на его снимках люди настоящие, такие как в жизни, они не играют ролей, они просто живут. Выделяются из общей массы работы Елены Крутовой и Сергея Демичева. О них нельзя говорить по отдельности, тем более они и сами признаются, что порой забывают где чей кадр. Это творческий союз. Для жигулевской богемы это редкость, потому что у нас все привыкли к индивидуальностям. В данном случае стоит говорить об индивидуальности тандема. «Фото кафе» - бренд творческого союза, родилось в начале этого года. Для многих из нас этот год стал переломным, так и в жизни Елены произошел переломный момент. В 40 лет она решила начать новую жизнь и стать фотографом. Не имея никакого представления о фотосъемке, постановке сюжета и о многом другом, Елена взяла в руки фотоаппарат и открыла собственный салон. Сложно предположить, во что бы вылилось ее самобытное сольное творчество, но судьба распорядилась иначе, появился дуэт, который заиграл во всех красках. В результате чуть больше чем за полгода Елена и Сергей дошли до первой выставки, представив на суд искушенного зрителя портреты и репортажи. Их работам присущ пафос, в хорошем понимание этого слова. Чувствуется страсть, воодушевление, энтузиазм с которым работают эти авторы. У них есть идея, есть цель и они всецело к ней стремятся.
С места событий
Выставка обещает остаться заметным в жизни города событием. Только на открытие побывало порядка 50 человек. Небольшой, но гостеприимный зал с трудом вместил всех гостей. Поздравить организаторов пришли представители творческой интеллигенции, руководители департамента социального развития и управления культуры г.о. Жигулевск. Поводов для поздравлений оказалось больше чем достаточно. Выставка стала первым мероприятием в череде реализации новых идеи и проектов нового руководства музея «Самарская Лука» и его филиала - выставочного зала. Символическим жестом - разрезанием красной ленточки, новоиспеченный директор музея «Самарская Лука» С.Г. Игошина дала старт новым воплощениям.
Стоит отметить, что уже первая выставка прозвучала новаторски, это отмечали многие из присутствующих, утверждая, что подобных в городе еще не было. Это особенно актуально после продолжительного затишья - времени, когда выставочный зал не работал. Наконец-то пустые и серые стены зала ожили, а в его стенах заговорили об искусстве и заспорили на различные темы, обсуждая ту или иную работу. Пространство наполнилось не только творческими работами, но и голосами и мыслями. И судя по количеству присутствующих мастеров различных видов искусств ясно, что творческий потенциал у города огромен. А значит это не последнее событие в мире искусства нашего города.
Накануне открытия
Выставочный зал, залитый желтым светом, выглядел совсем не обычно. В то время когда на город надвигалась ночь, покрывая сумраком улицы, а горожане, закончив трудовой день, спешили по своим домам, в нем кипела работа. Сейчас он напоминал творческую мастерскую, повсюду, на полу, на креслах, стульях, столах, скамейках лежали разложенные фотографии, некоторые из них уже красовались на одной из стен. Хаотично разбросанные листы бумаги, обрезки ниток и прочая шелуха добавляли пространству беспорядка, но именно в этот момент совершалось превращение. И хаос уступал место гармонии.
В таких моментах есть что-то таинственное, как в рождественской ночи. Они располагают к особому общение, так и в этот вечер в творческих стенах завязался интересный разговор.
- Что для вас в этой жизни фотография, кроме профессии? - спросила я.
- Видение мира, - ответил Игорь.
- Фотографы мыслят несколько по-другому, нежели простые люди, - добавил Сергей.
- Обычный человек идет по улице, он не видит сюжета, он видит улицу, а когда фотограф идет, он видит сюжет и подсознательно уже его форматирует, в мозгу автоматически прорабатывает кадр. Как падает свет, как скадрировать сюжет, - сказал Игорь.
- Выходит, что настоящий фотограф должен всегда носить фотоаппарат с собой и должен всегда быть наготове заснять интересное проявление жизни?
- По идеи да, но это не возможно, - отметил Игорь.
В разговор вступила Елена:
- Ключевое слово здесь настоящий.
- А что есть настоящий фотограф и что его отличает от человека с фотоаппаратом, как говорит один мой знакомый?
- Человек с фотоаппаратом тоже может быть очень хорошим любителем, - ответил Игорь.
- Согласна, любительские кадры бывают очень хорошими, - отметила Елена.
- Но и профессионал с хорошим фотоаппаратом может быть таким (!) дрянным фотографом, - добавил Игорь.
- Мне очень нравится одно выражение: разница между хорошим и плохим фотоаппаратом находится в том, кто держит его в руках, - оживилась Елена.
- У меня есть фотоаппарат «Фотокор», 1895 года выпуска, на пластиночках, на нем можно делать шикарные кадры, - сделав жест указательным пальцев вспомнил Игорь. - Правда их негде напечатать и пластиночек нет.
- Раритет, - улыбаясь отметила Елена.
- Так все-таки я хочу вернуться к вопросу, что есть для вас в этой жизни фотография?
- На мой взгляд это образ жизни, - начала свои рассуждения Елена.
- Образ мышления, - прервал ее Игорь.
- Это способ видения мир, - продолжила она. - Когда ты смотришь чрез объектив, когда ты смотришь не просто с точки зрения пространства, а примечаешь для себя какие-то интересные моменты. Это совершенно иной взгляд на мир.
- Лена, судя по твоим работам, ты стараешься этот мир и каждого в отдельности сделать чуть прекраснее.
- Не сделать, а показать. Когда ко мне приходят люди и говорят: «Я такая не фотогеничная», меня это еще больше подстегивает. Я очень люблю тех людей, которых снимаю. Я могу снять только того человека, который мне интересен, который мне нравится, в котором я вижу какое-то своеобразие. А если я этого не вижу, я не могу с ним работать. Я считаю, что каждый должен что-то делать для своего мира, и если я могу прибавить радости, то значит это моя задача, моя работа.
- Наша задача показывать человека с стой стороны, с которой он прекрасен, - вступил в разговор Сергей.
- Взгляните на фотографию Наронского. Это же состояние души фотографа. Фотограф подобен снайперу, - пошутил Игорь.
- Судя по вашим работам, вы все пытаетесь ухватить в этой жизни интересные моменты. Я права?
- Иногда идет репортажная съемка, ты снимаешь по 200 - 400 кадров и не замечаешь, что происходит на заднем плане, - приступила к рассуждениям Елена. - Вроде нормально и щелкаешь. А потом начинаешь работать с фотографиями и вдруг видишь что-то такое на заднем плане, что ты даже не заметил, а это оказалось самым ярким. Эти моменты нашей повседневности просто мелькают куда-то, а ты их раз и поймал, уцепил и можешь сказать, в жизни есть вот это. Мне это ценно.
Мне когда Марина Жукова задала вопрос, чем любитель от профессионала отличается, я очень долго пространно разговаривала. Во-первых, любители снимают все подряд и все подряд потом показывают, профессиональный фотограф он сначала планирует съемку, как минимум у него есть цель. Потом у нас очень много брака. Если 4 - 5 процентов остается, то, что показывать, это хорошо. Мы очень много выбраковываем. А потом то, что осталось еще долго обрабатывается, потому что снимок надо правильно подать, усилить некоторые моменты, какие-то убрать.
- Мы сегодня видели работы Виктора Березина, какие краски у его зимы, там же миллион цветов, - напомнил Сергей. - Такого нет в жизни. Но он взял немножечко и вытянул эти цвета, сделал ярче и фотография зацвела.
- А то что мешает отсекается. Вот это долгая работа с кадром и отличает профессионала от любителя, - завершила свою мысль Елена.
Послесловие
Мы все по-разному относимся к фотографии. Одни считают ее высокохудожественным искусством, другие халтурой. Действительно одно она украшает нашу жизнь, помогает нам взглянуть иначе на нашу бытность. А значит это, безусловно, искусство, идущее от сердца, от души. В повседневности мы не замечаем многих прекрасных моментов. В этой связи искусство фотографии представляет собой наивысшую ценность, так как позволяет нам останавливаться на этих моментах, учит во всем видеть прекрасного след.
Юлия Рут