Прялка-стояк
Часть деревянной прялки и отпечатки тканей на керамике обнаружены при раскопках неолитического Модлонского свайского поселения (Вологодская область) 1 половины 3 тыс. до н.э. Ручная прялка, состоит из вертикальной части, куда привязывается кудель и горизонтальной - донца, где сидит пряха. Вертикальная часть состояла из лопаски (лопати) и шейки (ножки). Прялку, особенно лопаску, часто украшали и расписывали. Выделяют два вида прялок по конструкции: - цельные (делались из корня и ствола березы или ели); - составные (состояла из двух деталей, горизонтальной и вертикальной). «Самопрялка» состоит из доски с установленным на ней цилиндром с горизонтально закрепленным веретеном. Скорость прядения на самопрялке быстрее, чем на прялке-донце. На Руси самопрялки разделяли на русские (стояки) и чухонки (лежаки). У русских колесо располагалось перпендикулярно полу, у чухонок — под углом. Прялка сопровождала девушку от рождения до замужества. У восточных славян пуповину новорождённой девочки перерезали на прялке или веретене; через прялку передавали новорожденную крестной матери; клали прялку в колыбель девочки. Личную, подписанную прялку не давали взаймы, иначе, как считалось, будет пожар, или погибнут пчёлы. Прялка считалась лучшим подарком девушке от жениха и замужней женщине от мужа. Обычно у каждой женщины имелось несколько прялок, которым придавалось ритуальное значение. Их расписывали различными сюжетами, часто изображалось мировое древо. Прядение продолжалось весь осенне-зимний период, прерываясь лишь на рождественские праздники. В последний день масленицы женщины, празднуя окончание прядения, катались с ледяной горы на донцах прялок, при этом считалось, что чем дальше они проедут, тем длиннее уродится лён, а та, которая упадет с прялки, не доживет до осени. Сама прялка могла восприниматься как атрибут нечистой силы или её заместитель. Прялка служила оберегом для девушки.
- Техника: столярная работа
- Автор:
- Датировка: 20 век
- Материал: дерево
- Размеры:
- Код: № КП 5454
- Коллекция: Этнография